Нуждается ли ваш язык в исцелении? Главы 6-9
23.05.2015Вера и неверие (1 часть)
25.05.2015Глава 1
Смерть или жизнь?
Темой этого изучения является вопрос: нуждается ли ваш язык в исцелении? Изучая эту тему, будьте готовы к сюрпризам!
Позвольте начать мне с очень важного, с того, как Творец устроил голову человека. Каждый из нас имеет семь отверстий в голове. Число семь в Писании часто обозначает завершенность. Мы имеем три пары отверстий: два глаза, два уха, две ноздри. Седьмым отверстием Творец определил рот. Я часто спрашивал людей: «Сколько из вас таких, которые имеют больше, чем один рот?» Я не встречал еще ни одного такого. У большинства из нас есть все необходимое, чтобы использовать этот один рот основательным образом. Это самое отверстие причиняет нам больше проблем, чем шесть остальных вместе взятых.
Если вы возьмете Симфонию и просмотрите все слова, связанные с этим самым отверстием, такие как «рот», «язык», «уста», «речь», «слова», и т.д., вы удивитесь, как много Библия говорит об этом субъекте, и для этого есть веское основание. Нет ничего в нашей личности более прямо взаимосвязанного с нашим благополучием, чем наш рот и язык.
В первой части этого изучения, я хотел бы привести ряд выдержек из Писания, которые подчеркивают жизненную важность рта и языка. Затем, в следующих разделах мы рассмотрим принципы, вытекающие из этих мест Писания.
Во-первых, рассмотрим Псалом 33:12-14:
Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
Эти вдохновляющие Слова Бога предлагают нам, детям Божиим, научиться страху Господню. У меня есть ряд проповедей, указывающих на то, что ничто другое во всем Писании не приносит большего благословения, плодоносности и уверенности, чем страх Господень. Таким образом, там, где в Писании предлагается научиться страху Господню, там, тем самым, предлагается нечто невыразимо ценное и значительное. Говоря «жить» и «долгоденствие», псалмопевец подразумевает под этим страх Господень. В Писании жизнь, полная блага, и страх Господень всегда тесно связаны вместе. В той мере, в какой мы имеем страх пред Господом, в той же мере мы имеем радость праведной жизни.
Где же, конкретно говоря, начинается страх перед Господом? Это вполне очевидно. Псалмопевец говорит: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов». Другими словами, наш язык и наши уста являются той первой сферой нашей жизни, в которой проявляется наш страх перед Господом. Если мы можем хранить свой язык от лукавства и уста от лжи, то мы можем продвигаться в полноту благословений или, что то же самое, в полноту страха Господня. В результате страха Господня приходит жизнь и долгоденствие. Страх Господень, жизнь, много хороших дней с одной стороны, и правильное использование и контроль над нашими устами и языком, с другой стороны, всегда связаны вместе. Мы не можем иметь реально хорошую жизнь, если не умеем контролировать свой язык и уста. Притчи 13:3:
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Ваша душа и есть ваша личность. Это вы сами. Это та область, проявляя слабость в которой, вы даете доступ врагу. Если вы хотите сберечь свою душу, вы должны хранить свои уста. Но если вы говорите безрассудно, вы придете к беде. Эти альтернативы вполне очевидны. Если вы следите за своим языком, то вы в безопасности; но если вы не следите за своим языком и не являетесь хозяином своих слов, то ваш конец — беда. Это так очевидно, что не требует дополнений.
Вся книга Притч полна этих принципов. Рассмотрим Притчу 21:23:
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
И здесь жизненно важно, чтобы вы хранили свой язык и свои уста. Это как черное и белое. Серого нет. Если вы храните свой язык и свои уста, то вы храните душу свою и жизнь. Вы в безопасности. Но если вы не будете делать это, то тогда — вы в беде. «Беда» — это очень сильное слово, и я верю, что Библия использует его намеренно. Неудача в охране своих уст и языка неотвратимо приведет нас к беде.
Приведем еще два важных момента из книги Притч 15:4, касающихся нашего языка:
Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
Здесь, где употребляется «кроткий язык», на еврейском языке дословно звучит, как «исцеленный язык». Это, очевидно, указывает на то, что наш язык может нуждаться в исцелении. Я верю, что язык каждого грешника нуждается в исцелении. Язык — область, где грех всегда очевиден в каждой сфере жизни. Есть сферы жизни грешника, в которых он не совершал преступления. Но язык — это именно та сфера, в которой каждый грешник совершил преступление, и она должна быть исцелена.
«Исцеленный язык есть древо жизни». Обратите внимание опять на тесную связь между жизнью и правильным использованием языка. Альтернативой является: «необузданный язык — сокрушение духа». Необузданный язык означает «неправильное употребление». Неправильное употребление — есть брешь, надлом Б духе.
Я помню, как на одном служении приезжий проповедник молился за некую женщину и сказал: «Господь, наполни ее Святым Духом». Но пастор, знавший эту женщину, сказал: «Нет, Господь; она все испортит». Много наполнений и благословений приходят, но не остаются и теряются из-за языка. Мы должны удерживать жесткое господство над языком, если хотим удерживать благословения, посланные Господом. Одно дело получить благословение, и другое дело -удержать благословение. Исцеленный язык — древо жизни, которое приносит жизнь нам и окружающим. Это срабатывает и внутренне и внешне. Притчи 18:21:
Смерть и жизнь — во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
Альтернатива, как всегда, очевидна. Это или смерть, или жизнь. Они обе во власти языка. Если мы употребляем язык правильно, то он является древом жизни. Но если мы используем язык неправильно, то результатом будет смерть. Мы можем быть уверены, что будем есть плоды тех путей, которые изберем для языка. Каждый из нас пожинает плоды нашего собственного языка. Если дерево сладкое, то мы едим и плоды сладкие. Если дерево горькое, то мы едим и плоды горькие. Бог предопределил таким образом.
Язык является решающим членом. В его власти смерть и жизнь.
Глава 2
От избытка сердца говорят уста
Нашу тему «Нуждается ли ваш язык в исцелении?» проиллюстрируем одним, относящимся к ней, эпизодом. Во время Второй Мировой Войны я был служащим госпиталя Английской Армии в Северной Африке. Однажды я был назначен в приемное отделение в пустыне, где лечили только больных дизентерией.
Каждое утро доктор, при котором я работал, звал меня, и мы обходили пациентов, лежавших на носилках прямо на песке. Я заметил, что каждое утро доктор всегда приветствовал каждого пациента двумя предложениями. Первое было: «Доброе утро, как твои дела?» Второе было: «Покажи мне свой язык».
Я далеко не сразу понял, что доктор придавал мало значения ответу на его вопрос: «Как дела?» Он сразу же переходил ко второму вопросу: «Покажи мне свой язык». Когда пациент высовывал свой язык, доктор очень внимательно осматривал его. Затем он делал заключение о состоянии пациента, опираясь больше на то, что он увидел на языке, чем на ответы пациента «Ну как дела?»
Позднее, когда я продвигался в служении, очень часто Бог проделывал со мною то же самое, что и доктор со своими пациентами. Бог может спросить нас: «Как дела?», и мы можем дать Ему нашу оценку нашего состояния. Но я думаю, следующее, что скажет Бог, метафорически, — это «Покажи свой язык». И когда Бог посмотрит наш язык, Он даст свою собственную оценку нашего истинного духовного состояния. Состояние вашего языка дает самый верный диагноз вашему духовному состоянию.
Теперь обратимся по этому поводу к Писанию. В Нем есть много мест, подтверждающих тесную связь между сердцем и языком. Иисус говорит в Матфея 12:33-37: .
Или признавайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признавайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! (Он говорил религиозным лидерам своего времени) как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.
Здесь Иисус указал на прямую связь между ртом и сердцем, используя язык притч. Сердце Он представляет, как дерево, а слова, исходящие из уст — как плоды. И характер слов, исходящих из ваших уст, указывает на состояние вашего сердца. Например, Он говорит: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит добрые слова; злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злые слова». Обратите внимание, что Иисус использовал слово «добрый» три раза, и слово «злой» — тоже три раза. Если сердце доброе, то и слова исходят из уст тоже добрые. Но если сердце есть зло, то и слова, исходящие из уст, тоже есть зло.
Затем Иисус тем же языком притч говорит в Матфея 7:17-18:
Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
Сорт дерева, очевидно, производит определенный вид плода. И наоборот, когда мы увидим плод, то мы знаем от какого он дерева. Дерево — это наше сердце, и плод — это наши уста. Если сердце доброе, то и слова из уст добрые. Но если из уст исходят злые слова, то мы знаем, что и сердце злое. Вы не можете иметь худые плоды с хорошего дерева, также и хорошие плоды с худого дерева. В этом абсолютная неоспоримая связь между состоянием нашего сердца и нашего рта.
Мы можем обманывать самих себя разными идеями и понятиями о добродетели, чистоте или праведности, но точным и надежным показателем состояния нашего сердца являются слова наших уст. Если исходящее из наших уст испорченное, то и состояние нашего сердца испорченное. Другого заключения не может быть.
Я проповедовал в Восточной Африке пять лет. Одно из племен, с которыми я работал, было племя Мариголи. Я был удивлен, когда обнаружил, что на их языке «сердце» и «голос» обозначаются одним и тем же словом. Я недоумевал -как узнать, что же имеет человек в виду? Имеет ли он в виду «ваш голос» или «ваше сердце»? Но размышляя над этим, я увидел особую глубину в этом. И действительно, голос выражает сердце. Голос говорит слова, которые суть — содержимое сердца. Это же самое говорил и Иисус: «Не выходят добрые слова из злого сердца. Не выходят злые слова из доброго сердца».
Когда мы приходим к Богу с отчетом о нашем духовном состоянии, я думаю, Бог склонен реагировать на это также, как реагировал доктор на больных дизентерией в пустыне. Вы можете сказать: «Бог, я истинный, хороший христианин. Я действительно люблю Тебя и хожу в Церковь». Бог говорит: «Покажи Мне свой язык. Когда Я увижу твой язык, Я узнаю действительное состояние твоего сердца».
Я хочу проиллюстрировать это двумя удивительными пророческими картинами из Ветхого Завета: первое — о самом Христе, Мессии; второе — о Невесте Христа, Церкви. Заметьте, что в каждом отрывке наипервейшее место уделяется характеристике уст и языка. Псалом 44:2-3 дает нам прекрасную пророческую картину Мессии:
Излилось из сердца моего благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из у cm Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.
Это описание Мессии, Его благодати, Его красоты и Его нравственной чистоты. В чем же прежде всего проявляется красота? В Его устах. «Благое слово» — говорится здесь — «излилось из моего сердца». Ниже говорится: «Посему благословил Тебя Бог на веки».
Здесь приведена связь двух важных принципов. Первое: благость Мессии проявилась непосредственно в словах уст Его. Второе: Бог благословил Его на веки за благость Его уст. Когда Иисус появился на земле в человеческом облике, и были посланы люди схватить Его, то они вернулись без Него. Их спросили: «Почему вы не привели Его?» Они ответили: «Никто никогда не говорил, как этот человек». Благодать, изливавшаяся через Его уста, указывала на Него, как на Мессию.
В Песнях Соломона существует пророческая картина Христа и Его Невесты и взаимоотношений между Ними. Песня Песней 4:3 адресована Невесте:
Как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока — ланиты твой под кудрями твоими.
Первая отличительная черта Невесты — Ее уста: «Как лента алая губы твои, и уста твои любезны». Слово «алая» указывает на освящение через Кровь Иисуса. Кровь коснулась уст. И как результат этого — любезные уста. Заметим, что лицо скрыто под кудрями, «как половинки гранатового яблока — ланиты твои», но они под кудрями, т.е. сокрыты, под завесой. Таким образом, сокрытое внутри сердца выражается словами. Все прелести сокрыты от глаз, но они проявляются (обнаруживаются) в красоте слов, изливающихся изнутри, как бы сквозь завесу. Голос — это самое очевидное. Вот еще отрывок из Песни Песней 4:11:
Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста; мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана!
Отметим два отличительных слова, используемых при описании языка Невесты: «мед и молоко». Они также охарактеризовывают Обетованную Землю. Прелести Обетованной Земли просматриваются и в Невесте, главным образом в ее языке и в устах. Сокровенная красота Невесты, переполняя ее изнутри, изливается благоуханием через красоту ее уст. Четкие очертания Невесты не видны, они сокрыты, но ее голос и благоухание, пронизывающие ее, отражаются в красоте ее уст. Ее губы как алая лента и уста ее любезны.
Так ли это дело обстоит у вас и у меня, как последователей Иисуса? Мы должны задать сами себе этот вопрос.
Глава 3
Библейский взгляд на язык
Связь между сердцем и языком, которую мы установили, видна из слов Иисуса в Матфея 12:34: «Ибо от избытка сердца говорят уста». Когда сердце переполнено, то оно изливается через уста, и это излияние показывает нам состояние сердца.
В Ветхом Завете есть описание Христа и Его Невесты. Для Христа, Мессии, и Его Невесты, Церкви, первая черта благодати Божьей, духовной и моральной красоты — это их уста и их язык.
Теперь мы рассмотрим Библейское изображение самого языка. В Послании Иакова много места уделяется этой теме. Сначала исследуем все места Послания Иакова, говорящие о благочестии, о видах благочестия, какое благочестие угодно Богу, а какое неприемлемо для Него. В Иакове 1:26 говорится о благочестии, которое Бог не приемлет.
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
Не имеет значения, каким образом мы претендуем быть благочестивыми. Мы можем посещать Церковь, петь гимны и делать все остальное, что делают религиозные люди. Само по себе все это неплохо. Мы можем делать это все, но если мы не обуздываем свой язык, наше благочестие пустое и неприемлемо Богом. Бог знает, что все люди, претендующие на благочестие, столкнутся лицом к лицу с этой истиной.
С другой стороны, Иаков говорит о виде благочестия, приемлемого Богу. И снова, оно отличается от поведения обычных посетителей Церкви сегодня. Иакова 1:27:
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Первым позитивным условием целомудренного благочестия является не хождение в Церковь, даже не чтение Библии, а призирать сирот и оказывать практическую любовь тем, кто нуждается, в первую очередь — сиротам и вдовам.
Разрешите мне дать вам совет: если вы хотите определить, какой вид благочестия у вас, то посмотритесь в зеркало Слова Божьего, Иакова 1:26-27. Если вы не следите за своим языком, ваше благочестие — пустое. Если вы хотите иметь благочестие, которое приемлемо Богу, то оно в первую очередь должно проявляться в любви к тем, кто нуждается — к сиротам и вдовам.
Я снова возвращаюсь к доктору в пустыне, который спрашивал своих пациентов о их самочувствии. Его, в действительности, не интересовали ответы, потому что следующее, что он всегда просил — «покажи свой язык».
Это и есть то, о чем говорит Иаков в этих двух стихах. Если вы хотите произвести впечатление на Бога своим благочестием, первое, что Он скажет: «Покажи свой язык». И исходя из оценки вашего языка, Он определит — приемлемо ваше благочестие или нет.
Рассмотрим несколько отрывков из Послания Иакова, иллюстрирующих роль языка в нашей жизни. Во-первых, Иакова 3:2-8:
Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело.
Иаков говорит, что если вы умеете контролировать свой язык, то вы можете контролировать и всю жизнь. Вы совершенный человек, если вы можете контролировать свой язык. Далее он переходит к сравнению с примерами из жизни:
Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и управляем всем телом их; вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны; ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Иаков приводит уникальное значение и влияние языка на ход развития нашей жизни. В первом примере он использует удила во рту у коня. Он говорит: «Если нам удастся вложить удила в рот коню, то мы сможем управлять полностью животным».
Конь в Библии обычно олицетворяет физическую силу. Этим самым Иаков говорит, что как бы ни сильна была лошадь, вы сможете полностью ею управлять, если сможете контролировать ее рот с помощью удил. Сила коня приведена в полное подчинение через контроль над его ртом. Это также верно и для нас. Кто контролирует наш рот, тот контролирует и нашу жизнь. Следующий пример, возможно, еще более яркий. В нем язык сравнивается с рулем корабля. Корабль может быть больших размеров и может быть бросаем туда и сюда ветром огромной силы и волнами. Однако, у него есть одна маленькая, но решающая деталь: это руль. С помощью руля устанавливается курс корабля. Если рулем пользоваться правильно, то корабль благополучно достигнет гавани. Если же рулем пользоваться неправильно, то корабль потерпит кораблекрушение.
Иаков говорит, что это верно также и в нашей жизни. Язык есть руль. Язык определяет курс нашей жизни. Если руль нашего языка используется правильно, мы благополучно исполним свое назначение. Но если наш язык используется неправильно, то мы потерпим кораблекрушение.
Иаков также приводит в пример маленькую искорку, из-за которой может вспыхнуть весь лес. В Соединенных Штатах каждый год лесными пожарами наносится ущерб в миллиарды долларов. Они обычно начинаются именно так, как говорит Иаков — с маленькой искорки. Американский Департамент Леса распространяет очень яркие плакаты, гласящие: «Только ты можешь предотвратить лесные пожары». Это также справедливо и в духовной сфере. Язык подобен маленькой искорке, попавшей куда-то и уничтожившей нечто огромное по значению и размеру, причиняя ущерб в миллиарды долларов.
В качестве последнего примера Иаков приводит яд. Он говорит, что язык подобен ядовитому веществу, отравляющему всю жизнь.
Рассмотрим снова эти примеры: удила во рту коня, руль корабля, искра, от которой загораются леса и яд, проникающий в русло нашей жизни. Суть всех этих примеров одна и та же. Язык — это нечто само по себе маленькое, но способное причинить неисчислимый вред, который никогда не может быть возмещен.
Далее Иаков раскрывает еще и непостоянство религиозных людей. Иакова 3:9-12:
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же у cm исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
Иаков говорит точно о том же, что и Иисус. Если дерево хорошее, то и плоды должны быть хорошими. Если в вашем сердце цветет смоковница, то из ваших уст будут выходить смоквы. Но если у вас в сердце уксус, то вам не получить смокв из ваших уст. Выходящее из ваших уст говорит о содержимом вашего сердца.
Это, также говорит он, как источник воды. Если вода, которая вытекает из ваших уст свежая, то и родник в вашем сердце чистый. Но если из ваших уст вытекает соленая мутная вода, то и родник в вашем сердце соленый и мутный. Таким образом, исходящее из ваших уст неизбежно выражает истинное состояние вашего сердца.
Глава 4
Болезни языка
Мы рассмотрели несколько стихов из Послания Иакова, иллюстрирующих функции нашего языка в нашей жизни. Мы подробно рассмотрели следующие четыре примера: первое — удила во рту коня; второе — руль корабля; третье — искра, из-за которой начинается лесной пожар — огонь, берущий начало из преисподней и четвертое — смертоносный яд, отравляющий нашу жизнь.
Каждый пример иллюстрирует одну и ту же суть. Язык сам по себе маленький член, но способен причинить неисчислимый вред, который может быть неизгладимым. Невозможно вернуть к жизни уже сожженный лес. Сколько таких Церквей и религиозных групп, в которых один язык явился той самой искрой, которая все сожгла и ничего не возможно восстановить.
Сейчас рассмотрим основные виды заболеваний, поражающих наш язык. Мы рассмотрим три вида заболеваний.
Болезнь номер один: Чрезмерная болтливость.
Эта болезнь — довольно частое явление. Люди считают его вполне нормальным и не относятся к этому, как к заболеванию. Однако, это не так. Притчи 10:19:
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, — разумен.
Другими словами, если вы говорите очень много, то вы всегда на грани сказать что-то неправильное. Другой альтернативы нет.
Библия нас предупреждает не быть многословными по отношению к Богу. Большинству из нас действительно необходимо услышать это предупреждение. Екклесиаст 5:1-3:
Не торопись языком твоим, и сердце твое да не спешит произнести слово перед Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут не-многи. Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов. Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал, исполни.
Кто-то однажды мне сказал: «Запомни, петь ложь — это точно такой же грех, как и говорить ложь». Я слышал людей, поющих гимны о полном посвящении и подчинении Богу: «Иисус, я полностью подчиняюсь, принадлежу Тебе». А когда разносится чаша для пожертвований, они стараются куда-нибудь увильнуть. Это два несовместимых действия. Если вы не стремитесь отдать свою жизнь Богу, то не говорите, что подчиняетесь Ему полностью, потому что Бог приведет вас к ответу за все слова, сказанные в Его присутствии. Несколькими стихами ниже Писание показывает, что ангел записывает все, что мы говорим, когда мы говорим, произносим в молитве или в прославлении. Однажды мы встанем перед этим ангелом и записью всего, что мы говорили. И тогда, говорит Библия, будет поздно говорить: «Я в действительности это не имел в виду; я ошибался», потому что мы дадим отчет за все, что мы говорили, пели, молились. В один день, все это будет предъявлено нам и мы ответим за все, что было неискренне и за несоответствие наших слов с реальными поступками нашей жизни.
Ибо, как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познается при множестве слов.
Использование многих слов — признак глупости.
Когда вы слышите человека, непрерывно говорящего, то вам не нужны никакие другие доказательства того, что он глуп. «Голос глупого познается при множестве слов». В чем корень этой проблемы? Я верю, что это беспокойство. Сравним с тем, что говорит Иаков в своем Послании 3:8:
А язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Люди, которые постоянно говорят, беспокойные, неудержимые. Наша современная культура полна беспокойных людей. Приходилось ли вам иметь дело с людьми, которые обрушивали на вас поток слов? В чем корень проблемы? Обеспокоенность. Чрезмерная разговорчивость — точный показатель того, что в сердце у человека нет мира.
Болезнь номер два: Пустословие и праздные слова.
В Матфея 12:36 Иисус говорит:
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда.
Однажды все мы будем приведены к ответу за каждое произнесенное нами слово. Мы ответим за каждое пустое, неискреннее слово, когда мы говорили одно, а подразумевали другое, за слова, за которые мы не хотим отвечать, и за слова, которые мы не сдержали в нашей жизни. В Нагорной проповеди Иисус говорит (Матфея 5:37):
Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх того, то от лукавого.
Это удивительное утверждение. Если мы говорим больше того, что есть, то мы преувеличиваем, излишне эмоциональны, заходим слишком далеко, перебарщиваем, и это все от лукавого.
В итоге, позвольте мне дать вам простой совет. Если вы имеете ввиду одно, то не говорите другое. Если вы будете следовать этому правилу, я обещаю вам, что вся ваша жизнь изменится. Вы станете другой личностью. Если вы будете придерживаться этого правила в течение года, то я обещаю вам, что за этот год вы станете другим человеком и намного лучше.
Болезнь номер три: Сплетни.
Левит 19:16:
Не ходи переносчиком в народе твоем…
Быть переносчиком — это означает распространять бесполезные, неправдивые, преувеличенные, злонамеренные разговоры. Это сплетни. В Новом Завете сатане дано имя «дьявол», что по-гречески означает «клеветник». Это его сущность. Главное описание сатаны в Библии — клеветник. Если вы сплетничаете или рассказываете выдумки, то вы прямым образом выполняете работу для дьявола. Вы являетесь представителем сатаны. Мы должны стараться не только не говорить сплетни, но мы также несем ответственность, если мы слушаем их.
Притчи 18:8:
Слова наушника — как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
Это так свойственно человеческой натуре. Когда мы слышим о ком-нибудь что-нибудь плохое или выставляющее его в плохом свете, то что-то в человеческом сердце радуется. Слова клеветы подобны лакомым кусочкам. Будьте осторожны, когда вам предлагаются эти лакомые кусочки клеветы, чтобы не проглотить их. Они ядовиты. Они сладки на вкус, но отравляют нас. И как только они попадут в наше сердце, наша жизнь будет отравлена этими кусочками клеветы.
Притчи 2 0:19:
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
Видите, как тесно связаны между собой эти различные болезни. Если вы слушаете клевету, то вы становитесь соучастником в этом. Если вы принимаете вора и берете от него краденное, то вы юридически становитесь соучастником. Таким же образом, если вы впускаете клеветника и слушаете его, то вы становитесь его сообщником.
Вот что говорит Бог в Псалме 14:1-3:
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно, и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла, и не принимает поношения на ближнего своего.
Существуют различные условия для доступа в Божие присутствие, чтобы «обитать на святой горе». Мы должны ходить непорочно. Мы должны творить правду. Мы должны говорить истину в сердце своем.
Вот три вещи, которые мы не должны делать. Мы не должны клеветать своим языком. Мы не должны делать зло своим ближним. Мы должны не упрекать сами и не принимать упреки на своих друзей. И не достаточно только не клеветать, но мы должны и не принимать клеветы. Мы должны не иметь ничего против кого-либо из наших знакомых. Мы должны не есть эти лакомые кусочки клеветы, потому что они ядовиты, и многие взаимоотношения отравляются этой едой.
Мы изучили, что между сердцем и устами каждого человека существует прямая связь. Уста в самом деле являются клапаном, через который изливается содержание сердца. Поэтому, это точный показатель состояния сердца. Нездоровый язык неизбежно указывает на нездоровое сердце.
Мы только что рассмотрели три специфических заболевания: номер один — чрезмерная болтливость; номер два — бесполезные и праздные слова; и номер три — клевета или сплетни.
Сейчас мы выделим еще три болезни, которые наиболее часто поражают наш язык.
Болезнь номер четыре: Ложь.
Мы должны быть осторожны, чтобы подобрать правильные слова для определения этой болезни. Прежде всего, что такое преувеличение? Кто-то однажды употребил фразу «говоря языком евангелизации». Евангелист видит, что во время его служения вышло на покаяние 200 человек, а в интервью для газеты он назвал 500 человек. Что это? Преувеличение? Или ложь? Это самая настоящая ложь. Я не говорю это, чтобы критиковать других. Я говорю это потому, что каждый из нас должен быть осторожным, чтобы не оказаться виновным во лжи.
В Притчах 6:16-19 говорится о семи вещах, которые ненавидит Господь. Ненависть — это очень сильное слово. Вот что Он говорит:
Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и посевающий раздор между братьями.
Из этих семи качеств, которые ненавидит Господь, три связаны с языком: первое, «язык лживый»; второе, «лживый свидетель» (ясно, что это болезнь языка); третье, «посевающий раздор между братьями» (обычно раздор сеется при помощи слов). Так, из семи вещей, которые ненавидит Господь, три — поражают язык, и из этих трех, две особым образом связаны с ложью.
Вот еще одно подтверждение из Притч 12:22:
Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
В этом стихе мы встречаемся с двумя противоположностями. У нас есть слово «мерзость» и слово «благоугодны». «Мерзость пред Господом уста лживые… говорящие истину благоугодны Ему». Среднего положения нет.
Итак, мы имеем две возможности: «ложь» и «истина». Среднего не существует. Если это не истина, то это ложь. Если это ложь, то это мерзость перед Господом. Если это истина, то это благоугодно Ему.
Наша проблема в том, что мы имеем так много серого в области нашего мышления. Я задался целью найти в Писании ответ на эти серые места. Если проследить все Писание, то становится ясным, что всякая ложь исходит от дьявола. Хотя это и пугает, но я должен обратиться к словам Самого Иисуса. В Иоанна 8:44 говорится религиозным лидерам Его дней (и уясните себе, что они были очень религиозными людьми):
Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи,
Каждый раз, когда из наших уст выходит ложь, она исходит от дьявола.
Вот еще один важный и отрезвляющий факт о болезни лжи. В Откровении 21:8 приведен конец тех, кто не исцелился от болезни лжи:
Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов — участь в озере, горящем огнем и серою; это — смерть вторая.
Отметим категорию этих людей: боязливые, неверные, скверные, убийцы, любодеи, чародеи, идолослужители и все лжецы — их место в озере огненном. Это неизлечимо. Оттуда нет выхода. Каждая такая личность предается второй смерти, окончательной. Я повторю, что уже сказал: если болезнь лжи не будет исцелена, то фатальный конец неизбежен.
В Откровении 22:15 говорится о тех, кто не войдет в Божий град:
А вне — псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду (или ложь).
Итак, каждый из нас должен выбрать: буду ли я исцеляться от болезни лжи?… или… Предам ли я свою душу погибели? Ведь, если болезнь лжи не исцелена, то смертный конец неизбежен.
Рассмотрим последние две болезни языка. Болезнь номер пять: Лесть. Псалом 11:2-4:
Спаси, Господи; ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного. Истребит Господь все у ста льстивые, язык велеречивый.
Здесь говорится о состоянии морального упадка человеческой расы. Я верю, что это похоже на то, что мы видим сегодня вокруг нас. Трудно найти Божьего человека. Достойные люди исчезли. Что в результате? «Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного». В Писании провозглашается Божий суд над льстивыми устами: «Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый».
Притчи 26:28 предостерегают нас:
Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.
Если мы слушаем и принимаем лесть или сами становимся льстецами, то концом будет падение. Притчи 29:5:
Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.
После многих лет служения, я на практике убедился, что это верно. Есть люди, которые говорят добрые слова, но не искренне. За этим был всегда другой мотив. Много раз, если бы не благодать Божия, то мои ноги оказались бы в сетях лести. Я был бы вовлечен в ситуации и связи, которые были вне Божьей воли. Итак, уясните себе, «льстивые уста готовят падение» и «льстящий другу своему расстилает сеть ногам его».
Болезнь номер шесть: Опрометчивая речь.
Притчи 29:20:
Видал ли ты человека, опрометчивого в словах своих? на глупого больше надежды, нежели на него.
Это очень сильно сказано, потому что Библия не говорит ничего хорошего о глупых. Но Она говорит, что если мы опрометчивы в своих словах, то наше состояние гораздо хуже, чем у глупцов.
Вот, например, из Писания о человеке, который один раз проявил опрометчивость в своих словах, и это ему стоило очень дорого. Это Моисей. Бог сказал ему идти впереди сынов Израильских. Моисей должен был сказать скале, чтобы та дала воду. Но он был так сердит на сынов Израильских, что сказал им: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы известь вам воду?» Затем, вместо того, чтобы говорить скале, он ударил по ней. Этот акт непослушания, выраженный в опрометчивых словах, стоил ему привилегии ввести сынов Израильских в Обетованную Землю. Это описано в Псалме 105:32-33:
И прогневали (сыны израильские) Бога у вод Меривы, и Моисей потерпел за них. Ибо они огорчили дух его, и он погрешил устами своими.
Поставим диагноз. Огорченный дух побуждает нас поступать необдуманно своими устами, а опрометчивые слова стоят нам многих привилегий и благословений. Если Моисею пришлось уплатить такую цену за одно опрометчивое высказывание, то и мы должны остерегаться говорить опрометчивые вещи, которые могут стоить нам очень дорого в духовной сфере.
Глава 5
Слова определяют судьбу
Сущность всего, что говорит нам Библия о роли языка в нашей жизни, сводится к одному: язык сам по себе маленький, но способен причинить огромный вред, который может быть невозместимым. Из четырех предложенных примеров: удила во рту коня, руль корабля, искра, вызывающая лесной пожар, и яд, отравляющий всю жизнь, — наиболее ярко иллюстрирует огромную потенцию нашего языка пример руля на корабле.
На вид руль действительно маленькая часть корабля, размещенная не на виду. Вы не увидите его, если посмотреть на корабль, отправляющийся в плавание. Но эта маленькая деталь, невидимая простым взглядом, определяет курс корабля. Если рулем пользоваться правильно, то корабль благополучно достигнет желаемой гавани. Но если руль используется неверно, то почти наверняка корабль потерпит кораблекрушение. Руль определяет направление и судьбу корабля.
Библия говорит, что язык для тела то же самое, что и руль для корабля. Если мы смотрим на внешность человека со стороны, мы совсем не видим его языка, и все же этот маленький незаметный член подобен рулю на корабле. Его употребление определяет курс жизни человека. Он определяет судьбу.
В продолжении нашего учения, рассмотрим пример из истории Израиля, который даст нам ясное понимание следующего: человек сам определяет свою судьбу тем, что он говорит своим языком.
Обратимся к эпизоду из книги Чисел 13 и 14. Израиль вышел из Египта и находился на пути к Обетованной Земле. Бог повелел Моисею послать вперед двенадцать человек с целью осмотреть Обетованную Землю: выявить ее главные особенности, нрав ее обитателей, какие города, какие плоды. Каждое из двенадцати колен выбрало своего лидера идти впереди в землю. Они провели сорок дней, обойдя землю вдоль и поперек, и вернулись с отчетом об увиденном. То, что они донесли в отчете, приведено в Числах 13:27-28:
И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли. И рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; (Плод был таким тяжелым, что одну гроздь винограда несли два человека, прикрепив ее к шесту. Но вот что они сказали:) но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие; и сынов Енаковых (великанов) видели там.
Если вам Бог дает обетование, собираетесь ли вы принять обетование таким, какое оно есть, или вы собираетесь принять его, а затем скажете: «Однако»? Это решающее слово обрекло людей на беспокойство и горе. Однако, двое из разведчиков, Халев и Иисус Навин, не поддержали отрицательную позицию остальных. В Числах 13:31-32 мы читаем:
Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
Давайте обратим внимание на слова, которые были произнесены. Халев сказал: «Мы можем одолеть ее». Другие десять разведчиков сказали: «Мы не можем». Одна группа разведчиков сказала позитивное «мы можем», другая сказала противоположное: «мы не можем». Дальше из истории мы видим, что каждая группа получила в соответствии со сказанным. Судьба каждой группы была решена их собственными словами. Числа 14:20-24:
И сказал Господь Моисею: прощаю по слову твоему. Но жив Я, и славы Господней полна вся земля. Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, неувидят ее; но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее.
Халев своим позитивным исповеданием обеспечил себе позитивное будущее.
И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: доколе злому обществу сему роптать на Меня? Ропот сынов Израилевых, которым они ропщут на Меня, Я слышу. Скажи им: живу Я, говорит Господь: как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам. (Обратим внимание на эти слова: «Как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам») В пустыне сей падут тела ваши, и вы все исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина. Детей ваших, о которых вы говорили что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели; а ваши трупы падут в пустыне сей.
Они решили свою судьбу своими словами.
И те, которых посылал Моисей для осмотрения земли, и которые, возвратившись, возмутили против него все сие общество, распуская худую молву (клевету) о земле, сии, распустившие худую молву о земле, умерли, быв поражены пред Господом.
Они обрекли себя на смерть. Они сказали слова о смерти и смерть настигла их.
Только Иисус, сын Навин, и Халев, сын Иефонниин, остались живы из тех мужей, которые ходили осматривать землю.
Смерть и жизнь во власти языка. Что еще может более наглядно проиллюстрировать это? Человек, говоривший негативно, обрек себя на смерть. Человек, говоривший позитивно, принял жизнь. Они решили свою судьбу тем, что говорили. Тот, кто сказал «мы не можем» — не смог. Тот, кто сказал «можем» — смог.
В Новом Завете наше переживание как Христиан прямо сравнивается с переживаниями Израиля в Ветхом Завете. Этот урок является предупреждением для нас. Евреям 4:1-2:
Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. (Это же самое обетование, данное Богом Израилю, предлагается и нам. Это обетование войти в покой Божий. Мы должны остерегаться, чтобы не оказаться недостигшими его, как это случилось в Ветхом Завете.) Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.
В этом была их проблема. Они слышали послания, — они слышали обетование, но, как вы помните, они произнесли роковое слово «однако». Вместо того, чтобы сосредоточиться на обетовании Бога и смело исповедовать свою веру в Божие обетование и силу, они сконцентрировались на отрицательном. Они обратили внимание на великанов, на укрепленные города и сказали: «Мы не можем». Слава Господу за двух людей, которые имели веру и смело сказали: «Мы можем».
Когда вы получаете Божие обетование относительно определенной ситуации, что вы делаете своим языком? Вы поступаете в соответствии Божьему обетованию? Вы отождествляете самого себя с обетованием Бога и говорите: «Бог сказал это. Я могу»; или вы отделяетесь от обетования и говорите: «Однако, посмотри на все эти проблемы; Бог сказал это, но я никак не смогу это сделать»? Помните, что все разведчики определили свою судьбу теми словами, которые они сказали своим языком. Также и вы и я, слыша Евангелие, определяем нашу судьбу теми словами, которые говорим. Этот урок относится к нам.
Десять из двенадцати разведчиков сконцентрировались на проблемах, а не на обетованиях. Двое из двенадцати разведчиков, Иисус Навин и Халев, сконцентрировались на обетованиях, а не на проблемах. Иисус Навин и Халев сказали: «Мы можем». Остальные же сказали: «Мы не можем». Каждый получил соответственно тому, что сказал. Они все решили свою судьбу своим языком.
Смерть и жизнь во власти языка. Правильное использование языка дает жизнь, и наоборот, неправильное использование языка обрекает на смерть.
Глава 6
Корень проблемы
Бог обеспечил все необходимое в Писании для исцеления наших языков. Чтобы получить исцеление, необходимо сначала определить корень проблемы. Все свидетельства Писания ясны и недвусмысленны: корень всякой проблемы, поражающей наш язык, находится в нашем сердце.
Матфея 12:33-35:
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое.
Сердце есть дерево, а слова — плоды. Слова, выходящие из наших уст свидетельствуют о состоянии сердца. Если сердце доброе, то и слова добрые. Если сердце злое, то и слова злые. Наше сердце так или иначе злое или доброе. Все, что вылетает из наших уст, указывает на содержимое нашего сердца. Если вы случайно разольете воду из ведра на пол в кухне, и увидите, что вода, которую вы пролили, грязная и сальная, то вам нет необходимости определять какая вода в ведре. Вы догадаетесь, что она грязная и жирная. Это же самое относится и к нашему сердцу. Если злые, нечистые, неверные, грубые слова выходят из наших уст, то они указывают, что все это преобладает в нашем сердце.
Обратимся к Иакову 3:9-12, где Иаков говорит о противоречивости религиозных людей:
Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию: из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть. (Это противоречивость. Затем Иаков спрашивает:) Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
Иаков приводит два примера. Один — источник воды, другой — дерево. Он говорит, что оливковое дерево никогда не даст такого плода, как смоква. Род дерева определяется по плоду. Иаков использует тот же пример, что и Иисус. Дерево — это сердце, и плоды — это слова, выходящие из уст. Он также использует другой пример — источник воды. Он говорит, что если из источника идет соленая вода, то мы знаем, что это источник соленой воды.
Эти два примера схожи, но не идентичны. Два дерева представляют две природы. Испорченное дерево — это ветхий человек, ветхая природа. Хорошее дерево — это новый человек в Иисусе Христе. Ветхий человек не может принести хороших плодов. Иисус ясно говорил об этом много раз. Ветхая, плотская природа всегда даст плоды, соответствующие ей.
Источник воды представляет нечто духовное. Чистый источник — это Святой Дух. Испорченный, соленый, нечистый источник — это другой дух.
Итак, мы имеем две проблемы, которые проявляются через наши уста: первая, старая, испорченная природа, которая не была изменена, продолжает производить испорченный плод; и вторая — некоторый тип духа, который не является Святым Духом, изливает нечистую, мутную воду. Суть учения состоит в том, что обе проблемы находятся внутри нас. Это состояние нашего сердца определяет, что будет выходить из наших уст. Итак, проблема нашего языка неизбежно возвращает нас к проблеме нашего сердца.
Сопоставим это с истиной, которую сказал Соломон в Притчах 4:23:
Больше всего хранимого храни сердце твое; потому что из него источники жизни.
Здесь также встречается слово «источники», как и в примере Иакова о источнике воды, дающем воду такого же качества, каким является он сам. Все, что происходит в твоей жизни, и все, что исходит из твоих уст, берет начало в твоем сердце. Если источник чистый, то и из него исходит все чистое. Если источник загрязненный, то и все, что исходит из него, загрязненное. Сравним это с тем, что сказано в Евреям 12:15-16:
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
У Исава было право первородства, но он продал его и потерял его. Мы можем получить право первородства или обетование от Бога, но если мы не ведем себя правильно, то потеряем наше первородство, и наша участь будет подобна участи десяти разведчиков, вернувшихся с отрицательным отчетом.
Библия указывает, что причиной такого поступка Исава был корень горечи в его сердце. Он был озлоблен против своего брата Иакова, и этот корень горечи в его сердце принес горькие. плоды в его жизни, отравил его жизнь и стал причиной потери права первородства. Итак, корень проблемы — в сердце.
В этой части говорилось о корне горечи, который был причиной зла. Писание предупреждает нас, что если корень горечи есть в сердце хотя бы одного из нас, то и другие могут быть осквернены им. Неправильное, негативное использование языка является инфекцией. Десять разведчиков вернулись с негативным отчетом. Они совратили весь народ. Весь народ был заражен этой негативной болезнью. Это единственная причина, почему Бог так серьезно поступил. Это заразная болезнь.
Существуют другие примеры злых корней в нашем сердце, которые проявляют себя через наши уста и причиняют проблемы, ворующие благословения, которые приготовил Бог для нас. У нас могут быть корни обиды, неверия, нечистоты, гордости. Все корни, которые есть в нашем сердце, проявятся в нашей манере говорить. Мы можем хотеть быть добрыми и снисходительными, но корень обиды отравит наши слова духом раздражения. Мы можем стараться говорить приятные слова, но они никогда не будут исходить правильным образом. Мы можем утверждать, что мы верующие, но корень неверия будет побуждать нас поступать также, как и десять разведчиков и на обетование Божие говорить «однако». Аналогично обстоит дело и с нечистотой и гордостью.
Позвольте мне напомнить вам о докторе в пустыне, делающем обход больных дизентерией. Первый вопрос был: «Доброе утро, как дела?». Но он не придавал серьезного значения ответам на него, потому что второй вопрос был: «Покажи мне свой язык». Как ты отреагируешь, если Бог скажет тебе: «Покажи Мне свой язык»?
Глава 7
Первый шаг к исцелению
Давайте рассмотрим три простых, практических Библейских шага, чтобы разделаться с проблемами вашего языка.
ШАГ НОМЕР 1: НАЗОВИТЕ СВОЮ ПРОБЛЕМУ НАСТОЯЩИМ ИМЕНЕМ: ГРЕХ.
Очень важно, чтобы мы были честными. Мы не добьемся успеха, пока будем пытаться оправдываться, прикрываться психологической терминологией, выискивать различные отговорки, притворяться. Мы должны прийти к моменту честности. И я наблюдал много раз, как Бог приводил к этому меня и многих других людей. Как только мы приходим к моменту правды, Бог действует и помогает нам. Пока мы пытаемся оправдаться, прикрыться или не до конца осознаем свою проблему, Бог ничего не делает для нас. Иногда мы говорим: «Господь, почему Ты не помогаешь мне?» Бог отвечает (мы можем не «слышать Его, но Бог отвечает): «Я жду, когда ты станешь честным: честным сам с собой и честным со Мной».
Это первый и самый важный шаг. Как только вы предпримете этот шаг, то вы на пути к последующим шагам. Назовите свою проблему настоящим именем: грех.
Религиозные люди используют много различных способов оправдания или прикрытия неправильного, использования своего языка. Они думают, что нет ничего особенного в том, что они сказали. Бог смотрит на это по-другому. Это факт, что мы решаем свою судьбу тем, что говорим. Иисус сказал: 1«Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих о судишься» (Матфея 12:37). Это очень серьезно. Не шутите с этим. Станьте правдивыми и скажите: «У меня проблема. Это грех». Когда вы сделаете это, то вы готовы сделать второй шаг.
ШАГ НОМЕР 2: ИСПОВЕДУЙТЕ ВАШ ГРЕХ И ПОЛУЧИТЕ ПРОЩЕНИЕ И ОЧИЩЕНИЕ.
1 Иоанна 1:7-9 ясно показывает это:
Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем Самих себя и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.
Опять мы видим необходимость быть честными. Кровь Иисуса не омывает в темноте. Только, когда мы находимся во свете, сможем получить очищение Кровью Иисуса. Если мы ходим во свете, то Кровь Иисуса постоянно омывает нас и держит чистыми от греха. Если мы говорим, что не имеем греха, который, как я отметил, является настоящей проблемой, то мы обманываем себя. Правды нет в нас, и мы не во свете. Мы во тьме, в которой Божье провидение не действует.
Тогда у нас появляется возможность. Если мы исповедуем наш грех, придем к свету и осознаем настоящую сущность и серьезность нашей проблемы, тогда «Бог верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Здесь использованы два слова: «верен» и «праведен». Бог верен, потому что Он обещал, и Он выполнит Свое обещание. Бог праведен и справедлив, потому что Иисус уже заплатил за наши грехи: поэтому Он может прощать без какого-либо компромисса со Своим правосудием.
Если мы исповедуем наш грех, то гарантией Писания нам будет то, что Бог в Своей верности и справедливости простит нас и очистит от всякой неправды. Бог не просто прощает, но и очищает, что еще более важно. Если однажды наше сердце очистить, так как сердце является источником жизни, мы никогда не совершим тех же грехов.
Если вы верите, что ваши грехи прощены, но чувствуете, что вы не очищены, то я хочу спросить у вас, а действительно ли вы прощены. Таков Бог: если прощает, то и очищает. Так и Писание обещает не только прощение, но и очищение. Бог никогда не останавливается на полпути. Если мы исповедуем свой грех, то Бог, верен и праведен, простит нам его и очистит от всякой неправды. Если сердце очищено, то проблемы больше не существует. Помните, что состояние сердца определяет то, что выйдет из уст. Чистое сердце не может производить нечистые выражения. Нечистые выражения показывают нечистоту сердца.
Во-первых, если мы придем к свету, исповеданию и обратимся к Богу со своей проблемой, тогда Бог, будучи верен и праведен, простит. Записи прошлого будут уничтожены, и все то, что вы бы желали никогда не поизносить, будет тоже уничтожено. Во-вторых, Бог очищает ваше сердце. И тогда из чистого, целомудренного сердца через уста будет выходить тоже все чистое и целомудренное. Если ваше сердце славит Господа, то и ваши уста будут славить Господа. Бог разрешает проблему языка и уст, разрешая прежде состояние сердца.
ШАГ НОМЕР 3: ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ГРЕХА, ПОКОРИТЕСЬ БОГУ.
Существуют отрицательная и положительная стороны, которые идут все время вместе, как две противоположные стороны монетки. Вы должны использовать свою волю в обоих случаях. Вы должны сказать «нет» греху и «да» Богу. Вы должны сделать и то и другое. Вы не можете сказать «нет» греху, не говоря «да» Богу, потому что тогда вы окажетесь в пустоте, которая позже опять заполнится той же проблемой. Вы не сможете убежать от греха, не покорившись Богу.
Вот что говорит Павел в Римлянам 6:12-14:
Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудие неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши (или части вашего тела) Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатию.
Когда грех позовет вас, то вы скажете ему: «Нет, я не буду покоряться тебе; я не дам ни одной части моего тела. Более того, я не дам тебе ту часть, которая причиняет больше всего неприятностей: язык. Грех, ты не сможешь больше контролировать мой язык».
Затем, обратитесь к Богу и скажите: «Бог, я предаю свой язык Тебе, и прошу контролировать этот член, над которым я не имею контроля».
Давайте посмотрим, что говорит Иаков в Иакова 3:7-8:
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда.
Вы должны принять тот факт, что не можете сдержать или контролировать свой собственный язык. Есть только одна сила, способная контролировать ваш язык и это — сила Божья через Святого Духа. Если, когда вы прощены и очищены, вас снова позвал грех, чтобы использовать ваш язык, вы скажите: «Ты не сможешь завладеть моим языком: я отказываюсь от тебя». Затем вы должны сказать Святому Духу: «Святой Дух, я покоряю свой язык Тебе. Я не могу контролировать его. Я прошу Тебя сделать это за меня».
Давайте коротко просмотрим эти три шага. Во-первых, назовите свою проблему своим именем. Назовите ее грехом. Во-вторых, исповедуйте и примите прощение и очищение. В-третьих, прекратите покоряться греху и покоритесь Богу. Вот процесс освобождения и исцеления. Это покорение Богу, Святому Духу члена, который вы никогда не сможете контролировать.
Глава 8
Причина, почему у вас есть язык
Как мы уже видели, корень всех проблем, поражающих наш язык, лежит в нашем сердце. То есть, это значит, что для того, чтобы расправиться с проблемами языка, мы должны сначала разделаться с корневыми проблемами сердца.
Мы определили три шага, необходимых для решения этой проблемы сердца, выражающейся через язык. Во-первых, назовите проблему своим именем, то есть грехом. Будьте честны. Бог поможет вам только на основе правды. Бог — это Бог правды. Святой Дух — это Дух истины.
Во-вторых, исповедуйте и примите прощение и очищение на основании обетования в 1 Иоанна 1:9:
Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды.
Бог не только прощает прошлое, но и очищает сердце так, что сама проблема вырывается вместе с корнем. И, в результате, происходит изменение плода, исходящего из нашего сердца.
В-третьих, отрекитесь от греха и покоритесь Богу. Скажите «нет» греху и «да» Богу. Отрекитесь от греха и доверьтесь Святому Духу. Есть только одна сила во всей Вселенной, которая может успешно контролировать ваш язык — это Святой Дух.
Давайте более полно разберемся со всеми положительными аспектами третьего шага: покорение нашего языка Богу.
Во-первых, мы нуждаемся в понимании истинной причины, по которой Создатель дал каждому из нас рот и язык.
Писание дает на это ответ, но это один из тех интересных примеров истины в Писании, которые можно обнаружить только путем сравнения двух отрывков Писания. Делая это, к нам приходит откровение, которое не дано нам в полноте, если мы будем рассматривать только один. Для данного случая я приведу два места из Писания: одно из Ветхого Завета, а другое — из Нового Завета. В Новом Завете приводится текст из Ветхого Завета. Сопоставление этих двух отрывков Ветхого и Нового Заветов дает ответ на заданный вопрос: «Для чего Создатель дал человеку язык?». Рассмотрим Псалом 15:8-9 и Деяния 2:26. В день Пятидесятницы, когда сошел Дух Божий и сделался большой шум, вокруг собралась большая толпа людей узнать, что произошло. Тогда Петр произнес свою знаменитую проповедь о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. Он привел места из Ветхого Завета, пророчествующие, что Иисус в самом деле Мессия и Сын Божий. Одним из таких мест Ветхого Завета был Псалом 15:8-9. Он был процитирован следующим образом (Деяния 2:25-26):
Ибо Давид говорит о Нем: «Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня дабы я не поколебался; от того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании».
Псалом 15:8-9 звучит так:
Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании.
В русском переводе и в Псалме и в Деяниях стоит выражение «возвеселился язык мой». В оригинале еврейского текста в этом Псалме вместо «возвеселился язык мой» стоит «возвеселилась слава моя». Но когда этот отрывок в греческом переводе приводится в Деяниях 2:26, то там употребляется уже слово не «слава», а «язык». Это говорит о значительном и важном: наш язык — наша слава. Вы можете спросить: «Почему?» Ответ: потому что Создатель дал вам и мне язык для одной высшей цели — прославлять Его. Это единственное предназначение языка, чтобы с помощью его вы и я могли прославлять Бога. Вот почему наш язык есть наша слава. В отличие от других членов нашего тела, язык -тот член, с помощью которого мы можем прославлять Создателя. Это ведет к последствиям великой важности. Каждое употребление нашего языка, не прославляющее Бога, является использованием языка не по назначению, так как мы получили язык, чтобы славить Бога.
Обратим внимание на хорошо известное утверждение Павла в Римлянам 3:23: «Потому что все согрешили и лишены славы Божией».
Сущность греха не обязательно в совершении ужасного преступления. Сутью греха является лишение славы Божией, жить не прославляя Бога. Люди могут не соглашаться и говорить: «Это не относится ко мне; я никогда не был лишен славы Божией».
Но я прошу вас проверить употребление вашего языка. Запомните, что единственная причина, почему у вас есть язык — прославлять Бога. Каждое использование языка, не прославляющее Бога, является незаконным. Я не верю, что хотя бы один из нас может правдиво сказать, что всегда использовал язык для прославления Бога. Таким образом, мы должны признать справедливость утверждения Павла о том, что все мы согрешили и лишены славы Божией. Если это и не так в какой-нибудь другой сфере нашей жизни, то в сфере употребления языка — это справедливо.
Два различных вида огня сталкиваются в человеческом языке. Первый — это огонь из преисподней. Этот вид огня воспламеняет язык грешного невозрожденного человека. В Послании Иакова 3:6 говорится:
И язык — огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Этот огонь в человеческом языке происходит из самого ада и его плоды — адские плоды. Но в день Пятидесятницы Бог излил для искупленных людей, через которых должна быть явлена слава Божия на земле, другой род огня, берущего начало из другого источника. Это огонь Духа Святого, идущего с небес, а не из геенны. И впервые этот огонь явился в языках собравшихся в горнице. Другими словами, Божий огонь с небес вытесняет природный адский огонь грешного языка. Огонь из геенны заменяется огнем чистоты, святости и славы Божией.
Рассмотрим Деяния 2:1-4:
При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; и явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. (Заметьте, что были огненные языки для каждого в отдельности. И затем, что случилось?) И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать.
Обратите внимание, что Дух начал производить действия в их языках. Божий огонь с небес дал им новый способ использования своего языка. Далее Писание откровенно говорит: «Все, что они говорили в Духе Святом — было прославлением Бога». Они использовали свои языки в соответствии с той целью, для которой Бог дал им языки.
Ключом для решения проблемы является полное посвящение языка Святому Духу. Это очевидно из утверждения Павла в Ефесянам
5:17-20:
Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. (Следующий стих говорит нам о воле Божией) И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом.
Нужно сопоставить эти две вещи вместе. Напиваться вином — грех, и не исполняться Духом Святым — тоже грех. Позитивная заповедь также обязательна, как и запрещающая заповедь. Не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом Святым. В известном смысле речь идет о двух различных видах наполнения, потому что в день Пятидесятницы про мужчин и женщин, впервые исполнившихся Духом Святым, насмешники говорили: «Они напились». В определенном смысле они действительно были пьяны, но это было совсем иного рода опьянение. Они не были пьяны от вина, но они были исполнены Святым Духом. Далее Павел говорит:
Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.
Обратите внимание на слово «назидая», которое идет за предписанием «исполняйтесь Духом». В Новом Завете насчитывается пятнадцать мест, где говорится о людях, исполненных или наполненных Святым Духом. И в каждом месте первоначальное проявление происходит через уста. «От избытка сердца говорят уста».
Когда вы исполняетесь Святым Духом, то это вначале проявляется через ваши уста, ваш язык. Взамен ропота, недовольства, критиканства и исповедания неверия, Павел говорит, что мы должны назидаться, петь, воспевать и благодарить. Каждое использование языка должно быть позитивным, а не негативным.
Решение каждой проблемы с нашим грехом в нашей жизни должно быть позитивным. Недостаточно прекратить грешить. Мы должны иметь праведность. Недостаточно отказывать дьяволу в своем языке. Мы должны посвятить свой язык Святому Духу. Быть исполненными Святым Духом и говорить. Это и есть лекарство.
Глава 9
Важность вашего исповедания
Мы только что определили, что высшей целью, почему нам Бог дал язык, является прославление Бога. Наш язык — наша слава. Как результат, мы видели, что каждое использование языка, не прославляющее Бога, является использованием не по назначению. В свете этого мы должны научиться получать Божьи сверхъестественные провидения, чтобы использовать наш язык для Его славы. Это провидение приходит только через Дух Святой. Только Святой Дух может дать нам способность использовать наш язык в соответствии с Божиим предназначением. Недостаточно просто избегать отрицательного, но мы должны посвятить себя положительному.
В заключение, нам необходимо увидеть, что наше правильное использование языка соединяет нас с Иисусом Христом, как с нашим Первосвященником. Первосвященство Иисуса — это вечное Его служение, которое постоянно продолжается на небесах. После смерти за наши грехи, погребения, воскресения и вознесения на небеса, Он вошел в служение Первосвященника, являясь нашим представителем перед Богом. Он наш Первосвященник при условии, что исповедание наших уст правильное.
Вот что об этом, написано в Послании к Евреям 3:1:
Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа.
Обратите внимание на последнюю фразу. Иисус — Первосвященник нашего исповедания. Наше исповедание связывает нас с Иисусом, как с Первосвященником. Если мы только верим, но не исповедуем, то Его служение как Первосвященника не может действовать в наших интересах. Первосвященство Иисуса на небесах основывается на нашем высказанном вслух исповедании, а не на нашей молчаливой вере.
Чрезвычайно важно, чтобы мы совершали и придерживались правильного исповедания. Слово «исповедание» в буквальном смысле означает «говорить то же самое, что и…». Для нас это означает говорить своим языком то же самое, что и говорит Бог в Писании. Слова наших уст должны соответствовать Слову Божию в Писании.
Когда мы произносим своими устами с верой слова, которые говорит Бог в Библии, то этим даем возможность Иисусу осуществлять Свое Первосвященническое служение, как нашего представителя в присутствии Божием. Своим неправильным исповеданием мы разрушаем Его служение. Оно зависит от правильности нашего исповедания. Наше исповедание — это то, что связывает нас с Иисусом, как с нашим Первосвященником. Это дважды подчеркивается в Послании к Евреям. Один раз к Евреям 4:14:
Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего.
Через наше исповедание мы имеем непрерывную связь с Иисусом, как с нашим Первосвященником. И другое место к Евреям 10:21 и 23:
…И имея великого Священника над домом Божиим… Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
Все это говорит об Иисусе, как о нашем Первосвященнике; это говорит, что мы должны совершать, придерживаться, твердо держаться исповедания нашей веры и нашего упования. Наше исповедание — это то, что соединяет нас с Иисусом, как с Первосвященником. Если мы не придерживаемся исповедания, то мы разрушаем Его служение в нашу пользу. Правильное исповедание является неотъемлемой частью нашего спасения. Римлянам 10:8-10:
Но что говорит Писание? «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем», то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься; потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
И здесь мы видим прямую связь между устами и сердцем. Иисус говорил: «От избытка сердца говорят уста». Спасение зависит от двух вещей: от наличия веры в нашем сердце и от исповедания наших уст.
В Библии «спасение» — это всеобъемлющее слово, включающее в себя все благословения, провидения Бога, которые приобретены для нас через смерть Иисуса Христа. Оно включает в себя духовные, физические, финансовые, временные и вечные благословения. Все эти благословения, купленные ценой смерти Иисуса Христа, можно суммировать одним словом «спасение». Чтобы войти в полноту Божьего спасения для всех сфер нашей жизни, мы должны совершать правильное исповедание. В каждой сфере, чтобы это ни было, мы должны говорить своими устами то же, что и говорит Бог в Своем Слове. Когда наше исповедание соответствует Слову Бога, мы продвигаемся в полноту Божьего провидения для нашего спасения и имеем пользу от служения Иисуса, как нашего Первосвященника на небесах. С Ним, стоящим над нами на основании нашего исповедания, ничто не может помешать нам или остановить нас на пути в полноту нашего спасения. Это наше исповедание связывает нас с Иисусом как с нашим Первосвященником. Вот почему то, что мы говорим своими устами определяет наше состояние. Давайте ненадолго вернемся к примеру, иллюстрирующему наш язык, как руль, управляющий жизнью. Иакова 3:4-5:
Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий; так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает…
Что руль для корабля, то язык для нашего тела и нашей жизни. Правильное использование руля обеспечивает правильное управление кораблем. Неправильное управление приведет к кораблекрушению. Это также верно и в отношении нашего языка. Правильное использование языка принесет нам успех и спасение во всей полноте. Неправильное использование приведет к кораблекрушению и неудаче.
Корабль управляется маленьким рулем под управлением рулевого. На большом океанском лайнере должен быть капитан с многолетним опытом, но когда лайнер входит в порт, капитан не может сам швартовать судно. Это почти неизменное правило, что мы должны брать рулевого на борт и предоставлять ему возможность нести ответственность за использование руля и швартовку судна.
Вы и я можем чувствовать себя способными управлять своей жизнью, но есть ситуации, в которых мы бессильны. Мы должны призвать кормчего и позволить ему взять на себя всю ответственность. Вы можете спросить, кто этот кормчий? Ну, конечно же, этот кормчий — Дух Святой. Только Дух Святой может сделать нас способными правильно использовать наш язык и всегда совершать правильное исповедание.
Святой Дух — это Дух Истины и Дух Веры. Наши слова и наша речь под Его контролем и побуждением становятся позитивными. Тогда наша речь прославляет Бога и приносит Божьи благословения в нашу жизнь. Каждый из нас нуждается в кормчем. Этот кормчий — Дух Святой. Он окончательно разрешит проблемы человеческого языка.
Бог допускает нас до места опасности. Он говорит: «Никто из вас не может обуздать своего языка», но Он также говорит: «Но у Меня есть Кормчий. Пригласите ли вы Его на борт?» Все вы нуждаетесь в простом совете:
«Святой Дух, я действительно не могу контролировать свой язык. Приди и возьми контроль. Я подчиняюсь Тебе. Дай мне язык, который прославляет Бога. Аминь».
Об авторе
Дерек Принс родился в Индии, в семье Британских подданных. Он изучал древнегреческий и латинский языки в самых известных учебных , заведениях Великобритании — Итон-колледже и Кэмбриджском университете. С 1940 по 1949 годы он преподает древнюю и современную философию в Кингз-колледже Кэмбриджского университета. Он также изучал иврит и арамейское наречие в Кэмбридже и Иерусалимском Еврейском университете. Кроме этого, Дерек свободно владеет несколькими современными языками.
Неденоминационный, несектантский подход Дерека к духовным истинам сделал его учение доступным для людей разных национальностей и религиозных взглядов. Его ежедневная радиопередача «Сегодня с Дереком Принсом» транслируется почти на весь мир, с переводом на три китайских наречия, на испанский и русский языки. Он опубликовал более 40 книг, переведенных почти на 50 Иностранных языков.
Невзирая на годы (ему за 80), Дерек не перестает Трудиться на ниве Божией — преподавая откровение истины Божией, молясь за больных и страждущих и Разделяя пророческий взгляд на мировые события В свете Писания.